Вайдерман б.о

экзистенциально-гуманистический психотерапевт с психоаналитическим уклоном
Почему современные дети избегают решения проблем
28 декабря 2023

Все чаще и чаще в рамках психотерапевтической практики я сталкиваюсь с жалобами родителей своих «молодых клиентов» на тему того, что ребенок не настроен разрешать сложившиеся трудности конструктивным путем. Точнее будет выразиться, что наиболее распространенный способ подхода к ситуации - игнорирование или избегание проблемы. Что это значит?


Представим типичную школьную ситуацию, в которой ребенок получает двойку (другую субъективно неудовлетворительную оценку) на фоне неуспешного написания контрольной или невыполненного домашнего задания. Как в этой ситуации поступил бы ребенок 10 и больше лет назад?


В другом случае, бытовой конфликт на фоне уборки. Родитель просит убраться в комнате, ребенок «создает видимость процесса». Родитель в агонии, ребенок ждёт что будет дальше. Далее, разочаровавшийся родитель освобождает от задания последнего и тот с облегченным видом возвращается к привычной рутине (телефонные, компьютерные игры).


Что общего у этих двух примеров? Несомненно, безразличие ребенка к ситуации, требующей разрешения. Можно окунуться в фантазии и представить последствия сложившегося сценария поведения. К примеру, привычка не погружаться в проблему может всплыть в период подготовки к экзаменам. То же безразличие может стать предиктором неуспешного поступления в вуз (мотивации то нет, поступать сложновато, да и фиг с ним). Трудности в поиске работы, ведь необходимо большое количество ресурсов на поиск подходящей стези, вакансии, про собеседование вообще речи уже не идет, а ходить на работу каждый день, просыпаться рано утром, ребята, вы о чем вообще, лучше дома с котом. И так далее и так далее.


Но вопрос остается неизменным. Чем же это безразличие продиктовано?


Полагаю, с термином “цифровизация” знакомы уже все. С приходом цифровых технологий в нашу повседневную жизнь, мобильные и компьютерные устройства внедрились практически в каждую сферу нашего бытия. К сожалению, сферу детского развития она также коснулась. На сегодняшний день чуть ли не каждая семья заменяет телефоном свое пребывание с ребенком. Плачешь? На мультик посмотри. Скучно? Аналогично. На фоне постоянного предъявления гаджетов в психике ребенка формируется вполне понятная идея. “Телефон (планшет, компьютер) - мой выход в любой ситуации, в которой мне не по себе”.


Но не может же только это быть причиной тех плодов безразличия, которые пожимают современные родители, непонимания, что же происходит с их ребенком? Безусловно.


Что же такого в этих телефонах, что так застывает внимание детей? Что первое вам приходит в голову? Игры? Мне тоже.


Лев Семенович Выготский писал: “Игра - это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может». Практически это прогнозирование и моделирование будущей жизни”. Однако, существует значительная разница между теми играми, в которые играют дети современности и нашими родными (ролевыми). Эта разница заключается в том, что ролевая игра ставит ребенка перед жизненным выбором, вызывая в нем фрустрацию (состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми человеком трудностями, которые возникают на пути к цели).


Примеры: Ролевая игра в доктора, одному плохо, второй лечит, зовет о помощи, успокаивает больного. Мы все играли в эту игру, мальчики и девочки. В ней мы сталкиваемся со сложнейшей задачей, вылечить (помочь) больному. Что дети понимают в этом? Ничего, кроме того, что из плачевной ситуации нужно найти выход и увидеть на лице выздоровевшего здоровую улыбку. Такая простая модель, но как много в ней взрослой жизни.


В современных компьютерных и телефонных играх фрустрация заканчивается на уровне осознания возникшей проблемы. Далее ничего не происходит. Дети нажимают кнопку “выйти из игры” и проблема испаряется. Удивительно, не правда ли? Казалось бы, в момент, когда перед тобой ситуация, в которой тебе предстоит сложный выбор, все, что нам требуется - кнопка выхода из игры. И так везде и повсеместно. Такие опции как “пройти уровень заново”, “использовать волшебные алмазы”, вышеописанная “выход из игры” дают нам возможность не заморачиваться. Проблема есть и ее можно не решать. Вот в чем главная особенность такого процесса.


А теперь давайте подумаем, действительно ли, все так плохо и в играх ли вообще дело?

На этот вопрос я бы ответил так. До тех пор пока родитель находится рядом с ребенком и сопровождает его в процессе познания альтернативной цифровой реальности, объясняя, что это не одно и тоже, ситуация под контролем. Однако, когда родитель делегирует ответственность воспитания и объяснения жизненных закономерностей “машине”, ребенок подвергается вышеописанному воздействию.


Социальное безразличие современных детей, вызванное неконтролируемым воздействием современной цифровизации на психику ставит детей в заведомо проигрышную позицию. Цифровая реальность, в которую погружаются дети и реальность, происходящая в отрыве от гаджетов - разные миры с разными предъявляемыми требованиями. До тех пор, пока правила игры диктует последняя, важно пристально уделять внимание тому, “что же там происходит в отношениях моего ребенка и телефона, который он целый день держит у себя в руках?”.


Вайдерман Борис. Психолог-консультант, психотерапевт, работа со взрослыми и подростками.


Принимаю очно в Москве, метро Лубянка (Китай-город).

Записаться на консультацию через телеграмм: @bvayderman

Записаться на консультацию
Напишите сейчас и получите первую консультацию бесплатно
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Контакты
Телефон: +7 916 888 77 87
Почта: bvayderman@gmail.com
г. Москва, Малый Златоустинский переулок дом 10 строение 1, подъезд 2
Метро Китай-город / Лубянка.
Все фото и видео материалы принадлежат их владельцам и использованы исключительно в целях демонстрации. Пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.
Made on
Tilda