Одной из самых важных задач, которую преследует психотерапия, является интегрирование в жизнь человека эмоционального опыта.
Такой опыт мы уже начинаем получать с самых первых дней своей жизни.
Но что происходит, когда малыш перестает улыбаться и начинает плакать?
Есть несколько путей развития данного сценария:
Здесь мы видим, как будучи устойчивой, мама формирует у ребенка сильный хороший внутренний материнский объект (ХВМО). Она дает ребенку ту самую атмосферу безопасности и опору, на которую ребенок может опереться, когда ему трудно, страшно и тревожно.
В психотерапии же такой опыт воспроизводится
в отношениях между терапевтом и клиентом
Терапевт всячески старается обращать клиента к своим переживаниям. Не к тому, что клиент говорит (хотя это, безусловно, играет очень важную роль), а как он говорит. Терапевт обращает клиента к тому, что с ним происходит, когда клиент о чем-то ему рассказывает.
Часто в такие моменты клиенты переживают массу чувств: тревогу, страх, стыд, агрессию. Все то, что переживает младенец, сталкиваясь с внутренним или внешним дискомфортом.
Таким образом, терапевт является не только тем, кто соблазняет клиента на самоисследование своих переживаний, но и тем, кто обеспечивает надежную и безопасную атмосферу для экологичного пребывания клиента в данных пугающих состояниях. Только в таких взаимоотношениях клиент учится справляться с жизненными трудностями, независимо от контекста происходящего.